На что следует обратить внимание при вступлении в СРО

Ассоциация СРО «БСК» является одной из первых, крупнейших и надежных строительных СРО в России, объединяя более 1000 компаний крупного, среднего и малого бизнеса, а также иностранные организации. Объем компенсационного фонда превышает 1,3 млрд рублей. Мы оказываем членам квалифицированную консультационную и методическую поддержку, в целях повышения качества работ и престижа строительных профессий активно привлекаем сотрудников компаний к участию в конкурсах профессионального мастерства. Благодаря активной позиции руководства, Ассоциация участвует в работе НОСТРОЙ, профильных органов государственной власти и общественных организаций, представляя интересы своих членов на региональном и федеральном уровнях и оказывая влияние на формирование законодательной базы отрасли, снятие административных барьеров, разработку норм технического регулирования.

Чмырёв В.А.

На что следует обратить внимание при вступлении в СРО

  1. Обратите внимание на наличие и состав сведений о СРО в реестре Ростехнадзора.

    В соответствии с частью 1 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ статус саморегулируемой организации в области  инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленным в Градостроительном кодексе РФ. Саморегулирование осуществляется саморегулируемыми организациями трех видов:

    1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

    2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

    3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

    В соответствии с частью 2 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, приобретает статус саморегулируемой организации с момента внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями) – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором). 

    Ознакомиться со сведениями о СРО в реестре Ростехнадзора можно пройдя по прямой ссылке  http://www.gosnadzor.ru/building/register/

     

    На сегодняшний день Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, действует в редакции утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года № 624.

    Саморегулируемые организации выдают свидетельства о допуске индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в соответствии с установленными в Градостроительном кодексе РФ (ст.55.5) минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске,  а так же в соответствии с нормами Требований к выдаче свидетельств о допуске –  документа саморегулируемой организации (локального нормативного акта), разрабатываемого и утверждаемого в обязательном порядке каждой саморегулируемой организацией. 

    В соответствии с частью 5 статьи 55.5 Градостроительного кодекса в Требованиях к выдаче свидетельств о допуске, саморегулируемая организация в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливает исчерпывающие требования, соблюдение которых членами саморегулируемой организации является обязательным условием для получения свидетельства о допуске.

    Необходимо особо обратить внимание лиц заинтересованных в получении свидетельства о допуске на то обстоятельство сфера деятельности саморегулируемой организации, помимо перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, зависит еще и от вида объектов, в отношении которых выполняются или намерена выполнять та или иная организация, соответствующие работы. Необходимо особым образом учитывать то обстоятельство что в соответствии с нормами статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ из общего перечня объектов капитального строительства в самостоятельную группу выделены особо опасные и технически сложные объекты. 

    В соответствии с нормой части 9 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ сфера деятельности той или иной саморегулируемой организации не включает в себя изначально (по умолчанию) права на принятие решений о выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность абсолютно всех объектов капитального строительства, включая и особо опасные и технически сложные. Право выдавать допуски к работам по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, имеют только саморегулируемые организации, определяемые на основании нормы части 9 статьи 55.8 Градостроительного кодекса, в соответствии с порядком устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и сведения о наличии соответствующего права у которых, внесены в состав сведений Государственного реестра саморегулируемых организаций. Убедиться в наличии у той или иной саморегулируемой организации «права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов» можно обратившись к сведениям государственного реестра саморегулируемых организаций, данные сведения размещены в открытом доступе на сайте Ростехнадзора http://www.gosnadzor.ru/building/register/

    Последствия получения допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, в саморегулируемой организации у которой нет права выдавать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, для организации получившей такой допуск, могут быть самыми неблагоприятными. Необходимо понимать что такой допуск и свидетельство о допуске подтверждающее его выдачу, являются недействительными, более того в практике уже есть случаи последующего, легитимного расторжения по данному основанию, по инициативе государственного заказчика государственных контрактов заключенных с лицами предоставившими вместе с заявкой на участие в аукционе (конкурсе) свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией у которой в действительности не было права его выдавать.

  2. Выдача допуска «без документов».

    В соответствии с нормой части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ свидетельство о допуске является документом подтверждающим наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специального права выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается локальным актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Министерство регионального развития РФ), на сегодняшний день данный Перечень действует в редакции утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года № 624. 

    Ознакомиться с утвержденным переченем можно по прямой ссылке  http://www.minregion.ru/documents/401?locale=ru 

    В соответствии с частью 6 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельств о допуске является обязательным условием для приема таких лиц в члены саморегулируемой организации и выдачи свидетельств о допуске. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ «документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» входят в обязательный перечень документов представляемых индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в саморегулируемую организацию для приема в ее члены. В составе таких документов в обязательном порядке представляются документы подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица, необходимого количества (не ниже минимального установленного в соответствии с ч.ч 8, 8.1, 8.2 Градостроительного кодекса РФ) работников  соответствующих квалификационным требованиям (не ниже минимальных установленных в соответствии с ч.ч 8, 8.1, 8.2 Градостроительного кодекса РФ), в том числе требованиям: 

    - о наличии образования определенных уровня и профиля;

    - к дополнительному профессиональному образованию, аттестации;

    - о наличии определенного стажа работы;

    Кроме того, контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации, осуществляемый в порядке статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ при приеме в члены саморегулируемой организации является обязательным, кроме того для саморегулируемой организации контроль за деятельностью своих членов является важнейшей из функций возложенных на нее в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ.

     В соответствии с нормой подпункта «а» пункта 2 части 4 статьи 55.19 Градостроительного кодекса РФ факты «совершения саморегулируемой организацией и ее должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования Градостроительного кодекса РФ» являются одним из предусмотренных законом оснований для проведения органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором) внеплановых проверок деятельности саморегулируемой организации. По результатам проведенных проверок орган надзора за саморегулируемыми организациями «вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций» в порядке части 5 статьи 22 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ.

      Неблагоприятным последствием допускаемых саморегулируемой организацией нарушений обязательных требований закона установленных для деятельности саморегулируемых организаций, в том числе последствием практики приема саморегулируемыми организациями в состав своих членов индивидуальных предпринимателей или юридических лиц без представления последними документов, подтверждающих соответствие требованиям к выдаче свидетельства о допуске, без осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов при приеме, может стать, в том числе и принятие судом по заявлению органа надзора за саморегулируемыми организациями решения «об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям» закона, в порядке части 6 статьи 22 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ. 

    При этом принятие судом такого решения повлечет недействительность всех свидетельств о допуске выданных такой саморегулируемой организацией на дату вступления решения суда в законную силу.

  3. Взносы в СРО.

    Подавая в саморегулируемую организацию заявление о приеме в состав ее членов и о выдаче свидетельства о допуске необходимо помнить, что факт подачи заявления в саморегулируемую организацию вовсе не гарантирует того что саморегулируемая организация примет решение выдать вам свидетельство о допуске ко всем видам работ указанным в вашем заявлении

    В силу прямого запрета установленного для саморегулируемой организации в части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, после принятия саморегулируемой организацией формально положительного решения о приеме вашей организации в ряды своих членов и о выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пусть даже и не по всему перечню работ указанному в заявлении (в отношении не всех видов работ указанных вами в заявлении), вашей организации уже не удастся отказаться от получения свидетельства о допуске и вернуть средства, оплаченные в качестве взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Судебная практика на сегодняшний день содержит достаточное количество примеров неудачных попыток строительных компаний сделать это.

    Предусмотренный нормой части 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ порядок оплаты членами саморегулируемой организации взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, на самом деле в большей степени направлен на установление запрета для саморегулируемых организаций выдавать свидетельство о допуске до или без оплаты взносов в компенсационный фонд. И вместе с тем данная норма обязывает саморегулируемую организацию выдать свидетельство о допуске «лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации».

    Таким образом, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу,  заинтересованному в приеме в члены соответствующей саморегулируемой организации и в получении свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,  не стоит торопиться с оплатой взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации и производить данную оплату до принятия саморегулируемой организацией решения о приеме в члены и о выдаче свидетельства о допуске.  

    В качестве обязательных имущественных взносов подлежащих оплате в саморегулируемые организации основанные на членстве лиц осуществляющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации и строительство Градостроительным кодексом РФ предусмотрены взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Компенсационный фонд саморегулируемой организации является одним из обязательных механизмов обеспечения имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам ее членов из причинения вреда, причиненного вследствие допущенных последними недостатков при выполнении, работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. 

    Вопрос об утверждении размера взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 5 абзаца 1 статьи 55.10 Градостроительного кодекса РФ отнесен к исключительной компетенции Общего собрания членов саморегулируемой организации. При этом взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации утверждаются с соблюдением норм статей 55.4., 55.16 Градостроительного кодекса РФ устанавливающих требования к минимальному размеру взносов в компенсационные фонды саморегулируемых организаций соответствующих видов. 

    Помимо взносов на формирование компенсационных фондов практика деятельности саморегулируемых организацийпредполагает в абсолютном большинстве случаев формирование основной части имущества таких организаций, необходимого для обеспечения их деятельности, за счет регулярных (членских) и единовременных (вступительных и целевых) взносов. Обеспечение деятельности саморегулируемых организаций в области строительства требует значительных финансовых затрат, поэтому в любом случае членство в такой саморегулируемой организации будет связано с необходимостью нести бремя оплаты членских взносов. 

    Кроме того Градостроительный кодекс РФ в качестве единовременного имущественного взноса оплачиваемого членами саморегулируемых организаций в обязательном порядке, называет вступительный взнос, подлежащий оплате в порядке части 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.

    Вопрос об утверждении размеров «вступительного и регулярных членских взносов» подлежащих оплате членами саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 4 абзаца 1 статьи 55.10 Градостроительного кодекса РФ отнесен к исключительной компетенции Общего собрания членов саморегулируемой организации. Фактически размер взносов подлежащих оплате членами саморегулируемой организации, по логике закона, находится в прямой математической зависимости с размером доходной и расходной части сметы саморегулируемой организации, вопрос об утверждении которой в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 16 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ, так же отнесен к компетенции Общего собрания.

  4. Законность допуска выданного "в рассрочку"?

    Выдача саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске своим члена осуществляется с соблюдением правила установленного в части 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ. Данная норма в качестве обязательного условия после наступления которого саморегулируемая организация может выдать свидетельство о допуске «лицу, принятому в члены саморегулируемой организации», т.е в отношении которого принято решение о приеме в члены СРО и о выдаче свидетельства о допуске, указывает на необходимость уплаты таким лицом вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Выдача саморегулируемой организацией свидетельства о допуске осуществляется в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

    Осуществляемая некоторыми саморегулируемыми организациями практика выдачи свидетельств о допуске без оплаты взноса в компенсационный фонд, а равно после частичной оплаты или на условиях последующей, после выдачи свидетельства о допуске, рассрочки платежей в счет оплаты взноса в компенсационный фонд является прямым нарушение нормы части 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ. Выдача саморегулируемой организацией свидетельства о допуске на подобных условиях является незаконной. 

    Подобные допускаемые саморегулируемыми организациями нарушения обязательных требований закона установленных для их деятельности, могут являться основанием для принятия судом по заявлению органа надзора за саморегулируемыми организациями решения «об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям» закона, в порядке части 6 статьи 22 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ. 

    Неблагоприятные последствия для членов такой саморегулируемой организации будут состоять в том, что принятие судом данного решения повлечет недействительность всех свидетельств о допуске выданных данной саморегулируемой организацией на дату вступления решения суда в законную силу.

    Кроме того саморегулируемые организации выдающие допуски на подобных условиях при этом не подают сведения о них в Ростехнадзор, и не размещают сведения о таких допусках в реестрах своих членов размещаемых на своих сайтах в сети «Интернет». Установленный законом порядок, в соответствии с которым сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, подлежат обязательному размещению на ее официальном сайте в сети «Интернет», а так же в конечном итоге, после передачи соответствующих сведений размещению на официальном сайте Ростехнадзора, является важнейшей составляющей механизма подтверждения действительности свидетельств о допуске выдаваемых саморегулируемыми организациями.

    В том случае, если вы оплачивали  взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации (или вам предлагают при вступлении это сделать) не на счет саморегулируемой организации, а на счет иного лица (якобы агента или посредника между вашей организацией и СРО), а так же в том случае если до оплаты вы не получили от саморегулируемой организации документы-основания для платежей (заверенную выписку из решения Совета СРО о приеме вашей организации в ее члены и о выдаче свидетельства о допуске, счет на оплату), вам будет трудно обязать саморегулируемую организацию подтвердить действительность вашего свидетельства о допуске, посредством выдачи выписки из реестра своих членов, а так же посредством размещения сведений о допуске выданном вашей организации в составе сведений реестра членов данной СРО, размещенных на ее сайте. А при определенных обстоятельствах подтвердить действительность имеющегося у вас на руках свидетельства о допуске в таком случае для вас будет вообще не возможно.

    Если вы получили допуск на условиях «рассрочки» или без оплаты взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, или вам предлагают оформить допуск для вашей организации на подобных условиях, вы должны быть осведомлены в том, что осуществляемая некоторыми саморегулируемыми организациями практика выдачи свидетельств о допуске без оплаты взноса в компенсационный фонд, а равно после частичной оплаты или на условиях последующей, после выдачи свидетельства о допуске, рассрочки платежей в счет оплаты взноса в компенсационный фонд, является прямым нарушение нормы части 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ. А выданные на подобных условиях свидетельства о допуске являются по своей сути недействительными.

  5. Законность оплаты взноса за счет заемных средств.

    В соответствии с нормой части 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор займа является одним из видов гражданско-правовых договоров, прямо предусмотренных Главой 42 Гражданского кодекса РФ.

    При этом ни Градостроительный кодекс РФ ни Федеральный закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ не содержат запрета на оплату индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации за счет средств привлеченных на условиях займа. 

    В соответствии с частью 1 статьи 814 Гражданского кодекса РФ договор займа может быть заключен «с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем)». При этом, в силу прямого указания Гражданского кодекса РФ «заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием суммы займа». В связи с чем, достаточно логичным является условие договора целевого займа, предоставляющее займодавцу право перечислить сумму займа непосредственно в саморегулируемую организацию за заемщика, являющегося членом данной саморегулируемой организации, при условии предоставления последним займодавцу доказательств принятия саморегулируемой организацией решения о приеме его в члены саморегулируемой организации и о выдаче свидетельства о допуске. Тем более, что ни Градостроительный кодекс РФ, ни Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» не содержит запретов в этой части.

    При принятии Вами решения о заключении договора займа, необходимо убедиться в том, что займодавец действительно произведет оплату в компенсационный фонд саморегулируемой организации, а не по «договоренности» с ней создаст видимость указанной операции на условиях возврата от СРО полной или частичной суммы взноса в компенсационный фонд.  Истребование в данной ситуации от заимодавца оригинала платежного поручения об оплате в компенсационный фонд саморегулируемой организации с проставленным  штампом банка, датой списания денежных средств со счета плательщика и подписью ответственного исполнителя обязательно.

    Кроме того, необходимо удостовериться в том, что саморегулируемой организацией  внесены сведения о члене Партнерства в реестр членов, а также направлены  соответствующие  сведения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    Удостовериться о внесении сведений в реестр членов саморегулируемой организации можно на ее сайте в разделе «Реестр членов», а также запросив в порядке п. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ выписку из реестра членов: «Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса.» 

    Также следует обратить внимание на то, каким образом организовано представление сведений об организации в реестре членов. Недопустимо  ведение реестра в виде строки поиска.  В этом случае увидеть полный перечень членов СРО не представляется возможным ни при каких условиях.

    В соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 113-ФЗ реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям ст. 7 данного закона и содержащий систематизированную информацию о всех членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации. 

    Информацию о выдаче организации свидетельства о допуске можно также получить  на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, смотреть в разделе «Главная/Строительный надзор/Ведение реестра саморегулируемых организаций» или перейти по ссылке https://sro.gosnadzor.ru/SroMembers/Members 

  6. Минимальный размер страховой суммы по договорам страхования ответственности членов СРО.

    В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ «создание системы личного и (или) коллективного страхования» является одним из способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) которые вправе применять саморегулируемая организация.

    В соответствии со статьей 55.4 Градостроительного кодекса РФ, установление саморегулируемой организацией требований к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на равнее с формированием компенсационного фонда саморегулируемой организации, является одним из двух допустимых способов обеспечения ответственности членов саморегулируемых организаций основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство, за вред который может быть причинен вследствие допущенных членами саморегулируемой организации недостатков при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования, устанавливаются саморегулируемой организацией в Правилах саморегулирования, а так же могут устанавливаться в иных локальных актах принимаемых в порядке устанавливаемом данным документом саморегулируемой организации. Важнейшим условием страхования ответственности членов саморегулируемой организации является условие о размере необходимого страхового покрытия (страховой суммы) по договорам страхования гражданской ответственности заключаемым членами саморегулируемой организации. 

    Данное условие важно для членов саморегулируемой организации, прежде всего потому, что размер расходов члена саморегулируемой организации на ежегодное страхование своей ответственности в связи с членством в саморегулируемой организации напрямую зависит от установленного саморегулируемой организацией требования к размеру страхового покрытия по договорам страхования гражданской ответственности, заключаемым ее членами. Чем больше страховая сумма по договору страхования ответственности члена саморегулируемой организации и чем жестче требования к условиям страхования, тем больше будет размер страховой премии подлежащей оплате в страховую компанию при заключении договора страхования.

    Это с одной стороны. Однако, при выборе саморегулируемой организации при вступлении и получении свидетельства о допуске, не лишним будет напомнить о том, что саморегулирование это, в том числе, и механизм возмещения имущественного вреда причиненного потребителям вследствие недостатков работ и услуг, выполненных членами саморегулируемой организации. В силу прямого указания нормы части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса РФ. И установленный в соответствии со статьей 60 Градостроительного кодекса РФ порядок возложения ответственности за вред причиненный вследствие недостатков допущенных членами саморегулируемой организации при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предусматривает возможность для возложения имущественной ответственности за такой вред на страховую компанию застраховавшую ответственность члена саморегулируемой организации по вине которого причинен соответствующий вред, в пределах страхового покрытия по договору страхования его гражданской ответственности, до возложения имущественной ответственности на саморегулируемую организацию, которая несет ответственность и обязана возмещать такой вред, за счет средств компенсационного фонда.

    В соответствии с частью 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, в том случае, когда в результате выплат из средств компенсационного фонда, произведенных саморегулируемой организацией в порядке статьи 60 Градостроительного кодекса РФ, размер компенсационного фонда саморегулируемой организации уменьшится до размера ниже минимального размера компенсационного фонда саморегулируемой организации соответствующего вида, определяемого в порядке Градостроительного кодекса РФ, на членов саморегулируемой организации законом возлагается обязанность «внести взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения его размера», то есть фактически восполнить уменьшившийся в результате выплат компенсационный фонд за счет дополнительных взносов. Не исполнение данного требования с неизбежностью повлечет для саморегулируемой организации утерю статуса СРО.

    Очевидно, что установление саморегулируемой организацией жестких требований к содержанию договоров страхования ответственности своих членов, установление повышенного размера страхового покрытия по договору страхования гражданской ответственности, в совокупности с применением дополнительных видов страхования (коллективного) направлено на обеспечение сохранности средств компенсационного фонда и в конечном итоге на защиту интересов самих членов саморегулируемой организации.

  7. Правила ведения СРО реестра своих членов.

    Важнейшее значение для членов саморегулируемой организации имеет вопрос о том, как саморегулируемая организация ведет реестр своих членов, и допускает ли она при этом нарушения в части установленного законом порядка ведения реестра, и вот почему. 

    Наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями. Однако, для заказчиков, в том числе и государственных, соблюдение формы не является гарантией действительности предъявленного свидетельства. Вместе с тем действительность того или иного свидетельства о допуске может подтверждаться сведениями реестра членов саморегулируемой организации, а так же сведениями государственного реестра саморегулируемых организаций, в силу прямого указания части 2 статьи 55.18 Градостроительного кодекса РФ, включающего в себя в том числе и:

    - сведения о членах соответствующей саморегулируемой организации (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, его адрес (место нахождения), фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, дата его рождения, место жительства);

    - сведения о перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и о допуске к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство (в отношении каждого члена саморегулируемой организации);

    - сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в отношении каждого члена саморегулируемой организации).

    В соответствии с нормой части 3 статьи 55.18 Градостроительного кодекса РФ сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций, подлежат размещению в открытом доступе на официальном сайте органа надзора за саморегулируемыми организациями в сети «Интернет». 

    В соответствии с нормой части 2 статьи 7 Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» «сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации» должны быть размещены в открытом доступе на сайте саморегулируемой организации. Однако практика деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, полна примеров, когда СРО допускают нарушения, установленного законом порядка как в части обязанностей по передаче в Ростехнадзор сведений о выданных своим членам свидетельств о допуске, так и в части обязанностей по размещению сведений своих реестров своих членов на своих официальных сайтах в сети «Интернет». В любом случае если вы правильно (непосредственно на счет саморегулируемой организации) оплатили взнос в компенсационный фонд, и до оплаты получили от саморегулируемой организации документы-основания для платежей (заверенную выписку из решения Совета СРО о приеме вашей организации в ее члены и о выдаче свидетельства о допуске, счет на оплату), вам будет не трудно обязать саморегулируемую организацию подтвердить действительность вашего свидетельства о допуске, посредством выдачи выписки из реестра своих членов, а так же посредством устранения информационной ошибки в составе сведений реестра членов размещенных на сайте. Более того, в этом случае совместными усилиями с саморегулируемой организацией будет не трудно исправить техническую ошибку и на сайте Ростехнадзора.

    Однако данная проблема примет для вашей организации совсем другой оборот, если вы получили допуск на условиях «рассрочки», без оплаты взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Осуществляемая некоторыми саморегулируемыми организациями практика выдачи свидетельств о допуске без оплаты взноса в компенсационный фонд, а равно после частичной оплаты или на условиях последующей, после выдачи свидетельства о допуске, рассрочки платежей в счет оплаты взноса в компенсационный фонд, является прямым нарушение нормы части 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ. Выдача саморегулируемой организацией свидетельства о допуске на подобных условиях является незаконной. 

    Подобные допускаемые саморегулируемыми организациями нарушения обязательных требований закона установленных для их деятельности, могут являться основанием для принятия судом по заявлению органа надзора за саморегулируемыми организациями решения «об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям» закона, в порядке части 6 статьи 22 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ. 

     Саморегулируемые организации практикующие подобные «подходы» к выдаче свидетельств о допуске прекрасно осведомлены о всех возможных для себя неблагоприятных последствиях, однако при этом ведут с Ростехнадзором своеобразную игру в «кошки-мышки». Смысл ее состоит в том, что саморегулируемые организации выдающие допуски на подобных условиях при этом не подают сведения о них в Ростехнадзор, и не размещают сведения о таких допусках в реестрах своих членов размещаемых на сайтах в сети «Интернет». Таким образом, допуск, получаемый индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на условиях «рассрочки» или без оплаты взноса в компенсационный фонд, фактически является не действительным.  Более того в практике уже есть случаи последующего, легитимного расторжения по данному основанию, по инициативе государственного заказчика государственных контрактов заключенных с лицами предоставившими вместе с заявкой на участие в аукционе (конкурсе) свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, действительность которого в последующем (после подведения итогов) не удалось подтвердить.